Вообще, говорить о каких-то универсальных стратегиях игры в StarCraft очень сложно. Можно дать лишь некоторые общие рекомендации и базовые стратегии, из которых затем Вы сами будите выстраивать свою игру. Последний момент очень важен, так как игровая ситуация в StarCraft постоянно изменяется. Определенная стратегия может быть эффективна только на определенных этапах игры, например, в начале игры, или при определенной стратегии противника. Но Вы можете ошибиться в попытке предсказать стратегию своего оппонента, или противник может неожиданно ее изменить в процессе игры.
Одиночная Игра (Single Player).
Компьютер в StarCraft конечно достаточно сообразителен по сравнению с другими стратегиями, но все-таки неисправимо глуп по сравнению с человеком (правда, смотря с кем сравнивать :) ).
Вообще, в игре с компьютером главное - удержаться первые несколько минут игры, т.к. Ваш виртуальный оппонент немедленно начинает атаковать. Это становится особенно серьезной проблемой при игре против нескольких противников.
Итак, вначале главное просто выстоять. Так как на первых этапах игры крайне важна хорошая оборона, поэтому в этом плане проще всего играть Землянами (Terran).
Когда первая волна атакующих отражена необходимо не дать противнику развить новые базы. Это самое слабое место искусственного интеллекта в StarCraft. Если несколько раз выбить противника с одних и тех же ресурсов, то он просто оставляет все попытки захватить их. Проделав эту операцию несколько раз Вы можете брать Вашего электронного друга без шума и пыли, т.к. у него просто кончаться ресурсы.
Если Вы играете против одного противника, то его можно очень легко уничтожить в начале игры.
Многопользовательская Игра (Multi-player Game).
Игра один на один (дуэль).
Rush. Название говорит само за себя. Основная цель этой стратегии уничтожить противника на ранних этапах игры. При этом все усилия направлены на то, чтобы как можно быстрее построить необходимые здания и некоторое количество боевых единиц и сразу атаковать. О защите как правило не заботятся.
Этот стиль игры не очень интересный, но достаточно эффективный. Особенно, если противник не ожидает нападения. В то же время, если противнику удалось отбиться, то Ваше положение может оказаться весьма незавидным.
No rush. Эта стратегия - прямая противоположность rush. Здесь все усилия направлены на то, чтобы как можно быстрее развиться до более мощных боевых единиц. Опять таки, защите уделяется мало внимания.
Если Вам удастся это сделать быстрее аппонента, то считайте, что его песенка спета. Но если вдруг противник оказался быстрее, то... Можете считать себя коммунистом :).
Часто в начале игры договариваются о том, можно ли играть rush.
Смешанная стратегия (Mixed strategy). Играя против опытного противника, очень трудно выиграть, используя только один из вышеперечисленных стилей игры. Гораздо более эффективно и интересно использовать смесь этих стилей.
Начав играть как Rush, позаботьтесь о дальнейшем своем развитии. Нападение в начале игры может попортить много крови Вашему противнику. Даже если Вам не удалось его уничтожить, то это даст Вам некоторе время для спокойного развития, так как противник начинает наращивать свою оборону и зализывать раны. Кстати сказать, целью первого набега лучше вибирать не здания или боевые единицы, а рабочих юнитов (Drone, SCV, Probe). Уничтожения даже небольшого их количество очень сильно тормозит развитие.
В то время, как Ваши доблестные силы кромсают несчастного противника, позаботьтесь об обороне и о производстве более мощных боевых единиц.
Защита-нападение (Deffence-Attack). Можно воспользоваться так называемой стратегией "отсиживания". Она заключается в том, чтобы подожать, пока противник нападет первым. При этом не сидеть сложа руки, а улучшать оборону и пополнять боевые порядки Ваших войск. Как известно, обороняться легче, чем нападать, поэтому в нападении противник потеряет больше боевых единиц, чем Вы. После отражения таки потеряв при этом как можно меньше боевых единиц, нападайте сами, не дав противнику опомниться. Вся хитрость здесь в том, чтобы, во-первых, естественно суметь отразить атаку, во-вторых, сделать это как можно быстрее, чтобы противник не успел восполнить свои силы и, в-третьих, не растерять при обороне всю свою армию, чтобы было чем напасть. А это поверьте иногда бывает очень не просто. Противник может устраивать ложные атаки, выманивая Вас на свои основные силы. На то он и противник, то есть, противный. Вы, кстати сказать, можете делать также, если подозреваете, что противник ждет вашего нападения.
Контроль карты (Map Control). Главное в этой стртегии - это защитить свои базы и не давать противнику строить новые. Если это удается, то у Вашего оппонента просто скоро кончаться ресурсы и его можно будет брать голыми руками. Такая стратегия хорошо рабатает против компьютера. При использовании этой стратегии важно знать, что происходит в каждом уголке карты, у каждого месторождения ресурсов, чтобы пресекать любые поползновения противника. Для успешной игры, ваши ударные силы должны состоять преимущественно из наиболее мобильных (лучше воздушных) боевых единиц.
Командная игра.
Главное в командной игре помнить, что противник не один. Нападение в одиночку как правило проваливается, так как союзники противника приходят на помощь. В то же время одному очень трудно, а иногда невозможно, отбить групповую атаку. Поэтому абсолютно необходимы полная договоренность между всеми союзниками и их слаженные действия.
При игре в команде, целесообразно, чтобы каждый игрок команды взял на себя выполнение какой-нибудь одной боевой задачи. Самый простой пример: один игрок обеспечивает прикрытие с воздуха, в то время, как другой специализируется на наземных боевых единицах. Боевая задача каждого игрока зависит от того, какой расой он играет. Например, для прикрытия с воздуха больше всего подходят Протоссы (Protoss) и Земляне (Terran), в то время как для атаки по наземным единицам предпочтительнее использовать Зергов (Zerg) с их Guardians или опять таки Землян (Terran) с их Siege Tanks.
То же касается и специальных возможностей. Например, зараженные чумой (plague) и обработанные электромагнитной ударной волной (EMP shoсkwave) грозные боевые единицы Протоссов (Protoss) взрываются как детские хлопушки.
Состав армии.
Определяя из каких боевых единиц будет состоять Ваша армия учитывайте Размер (size) и тип повреждений (damage class) каждого типа юнитов. Они указаны для каждого юнита в описаниях боевых единиц.
Normal - одинаково действует на все боевые единицы
Concussion - наносит 50% повреждений средним (medium) и 25% повреждений большим (large) боевым единицам
Explosion - наносит 50% повреждений маленьким (small) и 75% повреждений средним (medium) боевым единицам
Это означает, что, например, Firebat более эффективен против Marine, чем Hydralisk. В то же время он менее эффективен против Vulture.
Некоторые боевые единицы способны наносить Splash Damage. Все боевые единицы и здания, в том числе и Ваши, в небольшом радиусе от места попадания получают повреждения.
Необходимо также учитывать способность боевых единиц вступать в бой с воздушными и наземными силами противника. Некоторые юниты оказываются более эффективны против наземных единиц и менее эффективны против воздушных или вообще не способны атаковать воздушные боевые единицы. И наоборот.
Не забывайте, что использование различных типов боевых единиц приносит гораздо более высокий результат, чем при использовании только одного.
Использование рельефа местности.
Хотя StarCraft "плоская" игра, рельеф местности имеет не последнее значение.
Боевые единицы можно прятать за деревьями и другими препятствиями. При этом они получают только 70% повреждений. Это особенно бывает полезно для легко уязвимых юнитов, что позволяем им вести бой против превосходящих сил противника.
Боевые единицы, находящиеся в низине (lower ground), при стрельбе по возвышенностям (higher ground) попадают с вероятностью 70%. Юниты, находящиеся на возвышенностях, не видны с более низких мест. Тем не менее они открываются, когда начинают стрелять, что позволяет контратаковать их. Расположение боевых единиц на возвышенностях увеличивает их радиус поражения и делает их менее уязвимыми для атак.
Немного о ведении хозяйства.
Если игра обещает быть долгой, то не забывайте о строительстве новых баз для добычи ресурсов. Очень полезно бывает иметь не одну основную базу, где производятся боевые единицы, а несколько. Например, если Вы видете, что Вы не в состоянии отбить яростный натиск врага на одну из таких баз, то отдайте эту базу ему. Пусть отведет душу. А Вы в это время можете успеть пополнить свою армию и лучше защитить то, что осталось. Также можно, пока противник развлекается, втихую напасть на одну из его баз.
Если противник имеет несколько баз, то целесообразнее уничтожать сначала впомогательные базы, где он добывает ресурсы. Они, как правило, хуже защищены и, вообще говоря, представляют больший интерес, т.к. новую базу можно построить, а вот без ресурсов далеко не уедешь...
Место расположения новой базы зависит прежде всего от карты. Вообще, лучше всего строить новую базу либо поближе к своей основной базе, либо поближе к базе врага. В первом случае все понятно: проще перебрасывать войска для защиты базы в случаи нападения противника. А вот во втором... Риск конечно велик, но редко кому придет в голову мысль искать врага у себя под носом :).
Итак, прежде чем выбрать стратегию, необходимо ответить на следующие вопросы:
- В какую игру вы играете: Одиночную (Single Player Game) или Многопользовательскую (Multi-player Game)?
- Если вы играете в Многопользовательскую игру, то это дуэль или командная игра?
- Если Вы играете в командную игру, то какой расы ваши союзники?
- Против какой расы (или рас) Вы играете?
- На какой карте Вы играете?
Желаем успехов!
|